Поиск
+7 (495) 970-0122



Приглашаем в Турцию!

 

Танец Мерседесов

 

Вся правда о турах ТТВ

 

Автобусные туры ТТВ

 

 


Путешествие по шестидесятой параллели

Довольно странный выбор, не правда ли? На поезде до Бреста, Пять часов в вагоне повышенной комфортности скорого поезда “Аврора” пролетают незаметно, и мы дружным десантом высаживаемся на перроне Московского вокзала Петербурга. Впереди – Скандинавия.

Мы относимся к числу последних российских туристов, которым пришлось открывать для поездки в Скандинавию четыре визы: 25 марта три скандинавские страны присоединились к шенгенскому договору, и тем, кто поедет после нас, оформиться в Скандинавию будет быстрее и проще.

Большая часть нашего пути пролегает по 59-60-й параллели, на которой расположены Хельсинки, Стокгольм и Осло. Строго говоря, на Скандинавском полуострове находятся только две страны – Норвегия и Швеция, но в геополитическом отношении скандинавский регион шире – к нему относятся также Финляндия, Дания и Исландия. Объясняется это сходством природных условий, образа жизни, языка, общностью исторической судьбы.
В 1397-1523 годах пять перечисленных стран входили в состав Кальмарской унии, верховодила в которой Дания. Впоследствии на первое место выдвинулась Швеция, которая владела сначала Финляндией, а затем Норвегией. В 1952 году Дания, Исландия, Норвегия и Швеция образовали Северный совет.
Спор о том, кто главнее, скандинавские страны ведут и по сей день, но теперь он перекинулся на спортивные арены. А следствием близости этих стран друг к другу стали совершенно “прозрачные” межгосударственные границы, на которых отсутствует какой бы то ни было паспортный и таможенный контроль.
Так что самый сложный участок пути – это российская граница. В начале школьных весенних каникул здесь полно автобусов, из-за чего приходиться томиться в очереди несколько часов (выбирайте для поездок более спокойные времена!).

СТРАНА СУОМИ

Но вот все формальности позади, и мы ступаем на финскую землю. Через густые леса путь наш лежит в Хельсинки и далее в Турку. Финская природа, в общем, напоминает сибирскую - та же заваленная снегом тайга. Только здесь пересеченный рельеф и полно громадных валунов - напоминание о последнем ледниковом периоде.

Русских, похоже, на юго-востоке Финляндии за последние годы стало больше: много наших соотечественников стоят за прилавками магазинов. В эфире звучит “Радио “Спутник” – радиостанция для русскоязычных жителей страны Суоми.

Прогуливаясь по магазинам и заходя в кафе, обращаешь внимание, что цены в Финляндии “кусаются”. Оно и понятно – средняя зарплата в стране составляет десять тысяч финских марок в месяц (около полутора тысяч долларов). Говорят, здесь даже бомжи ходят с сотовыми телефонами. Впрочем, бомжей ни с телефонами, ни без них я не заметил.

К вечеру мы прибываем в Турку и грузимся на паром. На скандинавских линиях конкурируют две крупные финские пароходные компании - “Silja Line” и “Viking Line”. При этом уровень обслуживания у них приблизительно одинаков (высок), а цены приблизительно равны (низкие). Конкуренция в действии!

Ну а в целом паромы весьма комфортабельные. Целые палубы на них отведены под кафе, рестораны, бары, магазины, дискотеки, сауны, детские площадки. В общем, скучать не приходиться. Так что скандинавские туры комфортнее в сравнении с остальными: те расстояния, которые в поездках по континентальной Европе преодолеваются на автобусе, в Скандинавии покрываются на паромах, где можно весело провести время.

ШВЕЦИЯ

Вот и Стокгольм. Город Карлссона, который живет на крыше (кстати, эта фамилия относится к числу самых распространенных в Швеции). Правда, Карлссон здесь не так популярен, как у нашей детворы. Известнее мальчик Нильс с гусями, изображение которого помещено на 20-кроновой купюре.

Говоря о Швеции, следует развеять некоторые укоренившиеся в сознании мифы. В частности, такие понятия, как “шведский стол” или “шведская семья” не имеют к этой стране никакого отношения.

А о “настоящем шведском бальзаме Биттнера” сами шведы осведомлены весьма слабо. То есть он продается в “натурапотеках”, но большой известностью и спросом не пользуется. К тому же “настоящий шведский бальзам” в Швеции отличается от “настоящего шведского бальзама” в России размерами и внешним видом флакончика, вкусовыми качествами и ценой: флакон в 250 миллилитров стоит в Стокгольме 150 крон (15 долларов).

Из шведских достопримечательностей рекомендую посетить этнографический музей под открытым небом Скансен, который позволяет окунуться в атмосферу прошлых столетий. Экспозиция начинается с “города мастеров”, где представлены мастерские – механическая, стеклодувная, сапожная… Есть булочная и типография. Причем, все это действующее! Здесь же можно купить готовую продукцию, те же свежевыдутые стеклянные сувениры или свежеиспеченные булочки. А в настоящей крестьянской избе вас встретит “настоящая крестьянка” в национальной одежде.

Кроме того, на просторах Скансена пасется всевозможная домашняя живность, а в вольерах здешнего зоопарка представлены дикие обитатели северных лесов. На скандинавских трассах, кстати, то и дело попадаются дорожные знаки, предупреждающие о возможном выходе лосей на шоссе, но живого сохатого мне довелось увидеть только в центре Стокгольма.

Однако время идет и нам пора отправляться в Осло. Последние автобусы с российскими туристами, сопровождавшие нас до Швеции, остались в Стокгольме, и дальше мы движемся в гордом одиночестве.

НОРВЕГИЯ

Осло зажат на узкой полоске суши между горами и морем, что обуславливает свои особенности. Например, если в нормальных городах для отвода транспорта строят окружные дороги, то в столице Норвегии их функции выполняют туннели, проложенные прямо под городом. Один из норвежских туннелей имеет длину 22 километра.

За въезд в Осло с автомобилистов берут плату, которая используется для строительства и содержания сети городских дорог. Так что дороги здесь в полном порядке. Так же, впрочем, как и во всей Скандинавии.
Несмотря на плату, в Осло въезжает много машин, и нам удается избежать дорожных пробок только потому, что крайняя правая полоса шоссе, судя по надписям на дорожном полотне, предназначена исключительно для автобусов и такси. В противном случае общественный транспорт не смог бы ходить по расписанию. При этом водители прочих транспортных средств терпеливо стоят в очередях, но ни у кого не возникает соблазна выехать на свободную правую полосу.

Дисциплинированность – национальная черта скандинавов. Здесь можно увидеть, как пешеходы ждут зеленого сигнала светофора, хотя дорога пуста. А если человек перебегает улицу на красный свет, то это, скорее всего, турист или иммигрант.
Говорят, такая дисциплинированность скандинавов происходит от их лени: пешеходам не нужно крутить головой в поисках приближающегося транспорта при переходе улицы на зеленый свет. И водитель спокоен, когда знает, что никто не выскочит на дорогу у него под носом.

Насчет лени – это шутка. Скандинавы поздно уходят на заслуженный отдых. Пенсионный возраст в Швеции – 65 лет, в Дании – 67 (и для женщин, и для мужчин). А над штаб-квартирой одной из крупных датских корпораций высится 7-конечная звезда – символ того, что ради успеха в бизнесе нужно работать семь дней в неделю. Даже свободное время здесь принято заполнять какими-нибудь занятиями.

Вот только слепо копировать этот “передовой опыт” я бы поостерегся. Скандинавы живут долго, поэтому и могут себе позволить поздний уход на пенсию. В Швеции, например, продолжительность жизни - самая высокая в Европе, чего, увы, не скажешь о России.

Еще одна национальная черта – открытость. В здание ратуши Осло, где заседают городские власти, разрешен свободный доступ. Более того, в ратушу можно зайти и просто “по нужде” – в ее подвальном этаже расположены общественные туалеты.

Хотя южный берег Норвегии омывает Северное море, эта страна – самая теплая в Скандинавии. Сказывается, видно, теплое дыхание Гольфстрима.

А еще Норвегия – самая богатая страна Скандинавии. Милостиво отдав свои угольные запасы на Шпицбергене России и Украине, норвежцы разбогатели на добыче нефти и газа. Средняя зарплата в стране составляет 2,5 тысячи долларов в месяц против 1-1,5 тысяч в Финляндии и Швеции. Под стать зарплате и здешние цены: чашка кофе с булочкой стоит в полтора раза дороже, чем в соседних странах. В общем, в Норвегии хорошо, но дорого.

При этом любопытно, что норвежцы предпочитают проводить отпуск на Родине, хотя с их-то зарплатами отдыхать в других странах было бы дешевле. Ну а мы вот, с нашими зарплатами, путешествуем по Европе, и следующая точка нашего маршрута – Копенгаген.

ДАНИЯ

Три года назад, будучи в Стокгольме, я в беседе с живущим там советским эмигрантом Альфредом Ведомом похвалил чистоплотность шведов, на что Альфред Иванович ответил: “О-о! Да в сравнении с датчанами мы – просто свиньи”.

Теперь мне представилась возможность проверить истинность этого утверждения на практике. Ничего не хочу сказать плохого про шведов, но улицы датских городов действительно отличаются идеальной чистотой - это отмечал не только я, но и другие туристы.

Еще одна особенность Дании – обилие велосипедов. В Швеции, положим, их тоже немало, но в Копенгагене особенно бросаются в глаза велосипедисты на проезжей части, велосипедные стоянки и просто брошенные двухколесные транспортные средства. При этом велосипедисты – короли улицы. Именно они начинают движение первыми, когда загорается зеленый свет. И если велосипедист наедет на зазевавшегося туриста, то будете виноваты сами.

Впрочем, датчане – народ вежливый. В связи с этим вспоминается еще один случай. Чтобы сфотографировать туриста у входа в музей восковых фигур, я решил подождать, пока между нами по дороге проедет такси. Однако таксист, подъехав ближе, притормозил и продолжил движение только тогда, когда снимок был сделан.

Есть такой анекдот. Подвыпивший американец выходит в полночь из только что закрывшегося стокгольмского ресторана и обращается к случайному прохожему:

  • Где здесь ближайший ночной бар?
  • В Копенгагене, сэр, - отвечает тот.

По отношению к Стокгольму это, конечно же, преувеличение, зато в датской столице проблем с развлечениями действительно нет. Когда-то датчане вели дискуссию по поводу стриптиз-баров и прочих сомнительных заведений, расположенных в районе Ньюхавн (Новая гавань), но затем общественное мнение угомонилось.

А музей эротики, или, правильнее сказать, порнографии всех времен и народов, так и вовсе уникален в своем роде. Многие туристы заглядывают туда именно потому, что такого больше нигде не увидишь.
Осматривая обширную музейную экспозицию, с удовлетворением убеждаешься, что ничто не ново под Луной и в ХХ веке с его сексуальной революцией разврата было не больше, чем в предыдущие столетия. Оказывается, еще древние греки на своих античных амфорах рисовали то же самое, что печатается в современных порножурналах. А на заре кинематографа сто лет назад снимались такие же порнофильмы, что и сейчас.
Впрочем, есть в музее и кое-что поприличнее. Один из залов, например, увешан снимками секс-символа шестидесятых – Мэрилин Монро. Здесь же на мониторе крутят фильмы с ее участием.

Что касается шоппинга в скандинавских странах, то хоть что-то дешевое можно найти именно в Дании. Датчане любят выпить, и бутылка “Мартини”, цена которой в сургутских магазинах доходит до четырехсот рублей, в Дании стоит сто с небольшим рублей в местных кронах. А шубу из нерпы в меховых магазинах Копенгагена можно приобрести за пятнадцать тысяч рублей.
При расчетах рекомендую пользоваться международными пластиковыми карточками. Той же “Визой”, например. Их принимают повсюду, а карточки избавляют вас от потерь на курсовой разнице и уплате комиссионных при обмене наличной валюты.
Не забывайте и о tax-free. При совершении крупной покупки вы можете попросить специальный чек, по которому при выезде из Скандинавии (в нашем случае – на финской границе) вам вернут часть стоимости купленной вещи. Это те деньги, которые жители Скандинавии платят в качестве налога своему государству.

Но вот время поездки подходит к концу, и мы трогаемся в обратный путь. По дороге – осмотр Кронборга, “крепости Гамлета”. Никакого “принца датского” здесь, конечно, и в помине не было, но у замка все равно стоит памятник Гамлету и Офелии.

Из датского Хельсингёра переправляемся на шведский берег. Пролив Эресунн, отделяющий Данию от Швеции, в этом месте имеет ширину всего пять километров, и буквально через двадцать минут наш паром причаливает в шведском Хельсинборге. В былые времена контроль над проливами обогащал Данию - за прохождение по ним судов датчане взимали пошлину.
Уже перед российской границей – последняя остановка. Заезжаем на финскую рыбокоптильню. Цены на рыбу здесь сопоставимы с нашими, а качество продукции – отменное!

Ну, вот и закончилось наше путешествие. К сожалению, не вошли в него норвежские фьорды – чудо природы и лучшие в мире скандинавские аквапарки – рукотворное чудо.

Гладкая лента шоссе выводит нас на российскую территорию. На трассе появляются рытвины и ухабы…

Андрей МАРКИН