Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж
  • записей
    77
  • комментария
    283
  • просмотров
    361 739

Замок Бретёй (Breteuil) или Замок «Кота в сапогах»


Татьяна**А

5 647 просмотров

Замок Бретёй январь 2007 dscn4573-small.jpg dscf1081-small.jpg dscf1085-small.jpg dscf1080-small.jpg dscn1095-small.jpg dscf1082-small.jpg dscf1088-small.jpg dscn4541-small.jpg dscf1083-small.jpg dscf1089-small.jpg dscn4532-small.jpg dscf1086-small.jpg dscf1099-small.jpg

Недалеко от Парижа в долине Шеврёз (помните белошвейку Мари Мишон из Трёх Мушкетёров, она же герцогиня де Шеврёз?) расположен замок Бретёй (Breteuil). Каноническое написание по-русски Бретейль (например у А.Дюма), однако правильное звучание — нечто среднее между Бретёй и Бретой.

Если быть совсем точным, то находится замок аккурат между Бульоном и Мольерами — так называются близлежащие населённые пункты (Bullion и Les Molières). Впрочем, это к делу не относится, хотя названия, конечно, симпатичные.

 

 

dscn4573.jpg

А вот что к делу относится, так это то, что данный замок, не выделяясь особыми архитектурными излишествами, пожалуй, самый интересный по содержанию, особенно для детей. В замке представлено огромное количество героев сказок, но больше всего Котов в Сапогах.

dscf1081.jpg

Особая любовь к сказочным персонажам в замке Бретёй неудивительна. Луи де Бретёй работал бок о бок с небезызвестным Шарлем Перро (Charles Perrault) при дворе Луи XIV. Известный сказочник был правой рукой Кольбера и отвечал за культурную политику Франции.

dscf1085.jpg

Кроме Кота в Спогах есть здесь и Синяя Борода, и Мальчик-с-Пальчик и прочие знакомцы детей всего мира.

dscf1080.jpg

И потрясающая по красоте сцена из Спящей Красавицы.

dscn1095.jpg

Особенно поражает в замке его ухоженность и какая-то замечательная уютность. При входе нас встречал сам владелец — Барон де Бретёй, который даже загадал детям загадку. Поскольку дело было сразу после Нового Года, повсюду были нарядные ёлочки с игрушками, бОльшая часть из которых сделана вручную.

dscf1082.jpg

Также было много рождественских сцен, и сцен, которые мы не смогли идентифицировать, как например, вот эта, с младенцем в колыбели.

dscf1088.jpg

Есть в замке и небольшая часовенка, выполненная в готическом стиле с витражами из Шартра.

dscn4541.jpg

Кроме сказочных и рождественских сцен, значительная часть экспозиции отдана политическим и историческим событиям, в которых принимали участие члены семьи Бретёев. Самым интересным историческим эпизодом, была, без сомнения, знаменитая история с колье королевы. Кто читал одноимённое произведение Дюма, тот, конечно в курсе, ну а для остальных напомним.

Итак, жила себе на свете некая Жанна де Валуа (Jeanne de Valois), родившаяся в 1756 году, носившая королевскую фамилию и имевшая толику королевской крови в своих жилах. Была она отпрыском побочной, то бишь незаконнорожденной ветви Валуа, восходящей к Анри II, предпоследнему королю из династии.

 

Семья Жанны влачила жалкое существование, так что девочка с юных лет познала все прелести нищеты и не гнушалась нищенстовать и просить подаяния. Долго ли, коротко ли, девушка выросла и вышла замуж за г-на де ла Мотт (de la Motte), который представлялся дворянином, не имея на то никаких оснований. Так Жанна становится графиней де ла Мотт или даже, что ещё звучнее, де ла Мотт-Валуа.

 

Фальшивый титул богатства её владелице, конечно, не приносит, поэтому якобы графиня бросает мужа, заводит любовника пошустрее из числа приближённых известного проходимца графа Калиостро (Cagliostro) и начинает посещать Версальский двор. Благо вход туда для более-менее приличной публики был свободным.

 

В Версале продувная дама (а было ей всего 20 с небольшим лет) пытается сблизиться с королевой Марией-Антуанеттой (Marie-Antoinette), действуя по принципу всех проходимцев высокого полёта "полюбить, так королеву, своровать, так миллион". Однако августейшая особа игнорирует Жанну, справедливо сомневаясь в её претензиях на благородность.

 

Тогда мадам Валуа сближается с кардиналом де Роаном (de Rohan), епископом из Страсбура, который то ли неравнодушен к королеве, то ли жаждет выбить для себя тёплое местечко. В общем, тоже ищет подходов к супруге Луи XVI.

 

Жанна убеждает кардинала, что является близкой подругой Марии-Антуанетты, для чего даже организовывает встречу духовника с последней. Встреча проходит в темноте, лицо королевы скрыто вуалью, и де Роан не догадывается, что встречается с двойником, одной из куртизанок двора.

 

В ход идут и поддельные письма, подписанные королевой, в общем осада ведётся по всем правилам. Кардинал абсолютно уверен, что мадам де ла Мотт практически лучшая подруга Марии-Антуанетты. Вот тут-то и начинается большая игра.

 

Страсть королевы к дорогим украшениям общеизвестна, и Жанна придумывает историю о том, что Мария-Антуанетта хочет приобрести дорогое колье тайком от мужа Луи при посредничестве кардинала. В придуманной истории, как полагается, довольно много правды. Речь идёт о феерически роскошном колье из 540 бриллиантов стоимостью в 1 600 000 ливров (для сравнения, 1000 ливров было достаточно для небогатого человека, чтобы год сводить концы с концами). Копия этого колье тоже находится в замке Бретёй — вот оно.

 

dscf1089.jpg

 

Колье это было изготовлено по заказу Луи XV для его фаворитки, но не было выкуплено в связи с кончиной заказчика. Мария-Антуанетта, взойдя на престол, закидывала удочку насчёт колье своему супругу, но тот и слушать не пожелал о таких расходах при имеющихся трудностях казны. На том всё и закончилось.

 

И вот старая история вытащена на свет графиней де ла Мотт, которая просит кардинала "от имени королевы" купить для неё колье. А та потом вернёт деньги мелкими частями, незаметно для супруга. Де Роан соглашается, выкупает колье у ювелира и передаёт Жанне. Естественно, на следующий же день бриллианты из колье начинают распродаваться. Этим занимается любовник Жанны, ла Виллетт (la Villette). Что характерно, продаваемые бриллианты так крупны и такой чистой воды, что у ювелиров, покупающих их, закрадываются сомнения. Ла Виллетта даже арестовывают, но при отсутствии заявлений о краже похожих драгоценностей выпускают.

 

Тем временем кардинал начинает беспокоиться насчёт платежа и прочих дел. Графиня делает очередной виртуозный ход, убеждая де Роана, что у королевы проблемы с наличностью, и предлагая перезанять ещё у кого-нибудь под королевское имя. Епископ соглашается и на это, но один из потенциальных кредиторов оказывается недоверчивым и через свои связи выходит непосредственно на Марию-Антуанетту, которая с удивлением узнаёт о своем долге в полтора миллиона ливров.

 

Дальше всё раскручивается стремительно. На сцене наконец появляется барон де Бретёй, министр внутренних дел, недолюбливавший кардинала де Роана. На вопрос короля "что делать?" де Бретёй даёт решительный ответ: "арестовать кардинала".

 

Эта сцена увековечена в замке Бретёй. На следующей фотографии изображены королева, король (сидит) и барон де Бретёй в момент решительного объяснения.

 

dscf1083.jpg

 

Кардинала арестовывают, он выдаёт виновницу всеё аферы, и очень скоро вся шатия оказывается за решёткой. Король предлагает де Роану на выбор королевский или парламентский суд. Кардинал выбирает парламентский (м-да, в справедливость монарха он явно не верит). Вообще подобные дела обычно разбирались втихую, чтобы не выносить сор из монаршей избы, однако здесь явно не тот случай. Положение королевской семьи шаткое (дело происходит всего за несколько лет до революции), Франция полна слухами, выставляющими королеву в очень неприглядном виде. Именно поэтому король жаждет публичного процесса, чтобы полностью реабилитировать августейшую семью. Другой причиной беспрецедентного решения о публичности процесса историки считают попытку развенчать слухи об интимной связи Марии-Антуанетты и графини де ла Мотт. Кстати, именно этими слухами объясняется тот факт, что кардинал, который не мог не видеть явную холодность королевы к Жанне на людях, тем не менее верил, что они близкие подруги.

 

Суд вершит своё дело. Кардмнал полностью оправдан, так же, как и куртизанка, сыгравшая роль королевы. Граф Калиостро и ла Вилетт высланы, а Жанну де ла Мотт приговаривают к наказанию плетьми и пожизненному заключению. Её клеймит палач, правда не лилией, как миледи Винтер, а буквой V, означающей voleuse (воровка). Пожизненное заключение, однако, длится недолго. Де Валуа то ли соблазняет, то ли подкупает своих стражей и сбегает в Лондон, где проводит остаток дней и кончает с собой, выбросившись из окна гостиницы. Ни остатки колье, ни бриллианты из него так никогда и не были найдены.

 

Так заканчивается каноническая версия этой истории. Но как всегда во французской истории (и тем она и интересна), не избежать нам апокрифа.

 

Есть в Артеке в Крыму набольшая сторожка, называемая домиком Миледи. В этом домике с 1824 по 1826 год жила некая графиня де Гоше, пожилая француженка. В своих рассказах старушка часто упоминала графа Калиостро и различные факты из жизни двора Луи XVI. По свидетельству современников, перед смертью графиня всю ночь жгла какие-то бумаги и завещала похоронить себя в том, в чём она примет смерть.

 

Распоряжение старушки выполнено не было, её обмыли по христианскому обряду и обнаружили на плече два пятна, похожие на клейма. Есть версия, что де Гоше это и есть беглая де ла Мотт. Два клейма объясняются тем фактом, что при клеймении, по свидетельству очевидцев, графиня билась и палачу пришлось дважды прикладывать раскалённое железо.

 

Правда это или легенда, об этом мы уже вряд ли когда узнаем.

Однако вернёмся к нашим Бретёям. Вскоре после истории с колье случилась революция, Мария-Антуанетта и Луи XVI лишились голов, а Бретёи чуть не лишились замка, что в те годы было раз плюнуть. Спас их невероятно гуманный для тех лет закон, что собственность, пренадлежавшая несовершеннолетним, не отчуждалась. Так оказалось, что владельцем замка на тот момент был племянник барона де Бретёя, который был несовершеннолетним.

На следующей фотографии можно увидеть Луи XVIII в начале XIX века, правившего после падения Наполеона.

dscn4532.jpg

Здесь король изображён в поздние годы в своём инвалидном кресле. Надо сказать, что Луи был тучен и очень болен, поэтому ходить практически не мог. Факт этот тщательно скрывался, и даже кресло на колёсиках было сделано так, что выглядело как обычное кресло, а колёсики были задрапированы. На фотографии изображен также герцог Деказ (Decazes), премьер министр и предок нынешнего владельца замка.

Вообще всё генеалогическое древо Бретёев состоит из знаменитостей, людей самого высокого положения. Маркиз де Бретёй принимал активное участие в создании франко-российского альянса в конце XIX века, а затем — тройственного союза (Антанты). Кстати, не в последнюю очередь благодаря своей жене-американке, наследнице знаменитого Зингера, главы империи швейных машинок.

Дело в том, что фамильный замок к концу XIX века находился в довольно жалком состоянии. После женитьбы новоиспечённая маркиза де Бретёй неожиданно отказалась перезжать во Францию, так как в замке не было даже ватерклозета. Компромисс был вскоре найден в виде карт бланш, данного маркизе на переоборудование замка. Через несколько лет замок преобразился. Теперь туда было не стыдно приглашать самых высокопоставленных особ.

Де Бретёй был дружен с Марселем Прустом, о чём напоминает следующая фотография. На ней изображён Пруст в своей привычной позе в гостях у маркиза. Кстати Пруст обладал весьма едким пером и постоянно выводил своих знакомых в своих книгах, причём со всеми их недостатками. Это стоило ему потери многих друзей.

dscf1086.jpg

А в наше время вечерами у горящего камина детям рассказывают сказки Шарля Перро.

dscf1099.jpg

Кстати, спор об авторстве Красной Шапочки идёт и по сей день. Изначально сказку написали немцы братья Гримм. Все их сказки заканчивались на манер басен Лафонтена моралью. Вот и сказка про Красную Шапочку заканчивалась поеданием девочки и бабушки, а за сим шла мораль типа "не ходите, дети, одни в лес и не верьте подозрительным бабушкам с большими зубами".

Шарль Перро решил, что сказка эта слишком кровожадна и мрачна для французских детей и переработал её, добавив сцену с охотниками, разрезавшими пузо волка и спасшими и мадам, и мадемуазель. Что немцы посчитали бесцеремонным надругательством и плагиатом. Тем не менее именно французский вариант стал популярен в России. Но поостерегитесь отдавать авторство Шарлю Перро в разговоре с немцем.

Остаётся лишь добавить, что в замке постоянно расширяется экспозиция, а также проводятся костюмированные театрализованные представления, куда бесплатно пускают детей, если они одеты в сказочных героев.

 

http://www.dejavu-home.info/france/priparis/breteuil/

2 Комментария


Рекомендуемые комментарии

Адрес: Chateau de Breteuil, Chevreuse (посмотреть на Google Maps)

Время работы: парк открывется в 10:00,

экскурсии по замку проводятся с 14:30 до 17:30 (начало последней экскурсии).

Вход в замок и парк: 14€ для взрослых, 11€ для детей до 18 лет.

Станция RER: Saint-Remy-les-Chevreuse

Сайт: www.breteuil.fr

Ссылка на комментарий

«Замок Кота в сапогах» (Замок де Бретой) Может кто-нибудь знает как до него добраться самостоятельно? Ходят туда RER?

А Вы в какое время года хотите туда съездить? Я бы туда поехала только в хорошую погоду и в теплое время года, потому что замок вы обойдете с экскурсоводом за минут 30, остальные сцены на улице в постройках. Там самый бы кайф гулять по улице. Еще, если едете сами, наверное, лучше б позвонить туда и уточнить по поводу возможности экскурсии? Владения то частные, семейные, кто знает, что они на этот день задумают :biggrin: . И экскурсовод по замку водил только нашу одну группу, открывая нам комнаты и закрывая за нами на ключ (пока последний не выйдет, новую не откроет :smile: ). И других посетителей в это время не было. Потом только немного семей на полянках встретилось. Может, мы рано были? Посылаю Вам проспетик, там контакты есть : телефон и электронная почта. А и как раз там есть информация про индивидуальное посещение. Надеюсь, что -то Вам пригодится.

 

Scan0008.jpg Scan0011.jpg

 

Scan0010.jpg Scan0009.jpg

 

 

Источник: 1 Д - АВИА: август 2011 - заметки трусливой мамы

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...