Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж
  • записей
    77
  • комментария
    283
  • просмотров
    361 729

Париж - всегда Париж


Татьяна**А

4 629 просмотров

Наверное, в мире очень немного городов, которые по своей притягательности могли сравниться с Парижем. "Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли Москва",– написал Маяковский, побывав в столице Франции. "Праздник, который всегда с тобой",– сказал о Париже Эрнест Хемингуэй. В чем же обаяние города, которое так неотразимо действует едва ли не на каждого, кто туда попадает?

Попробуем ответить на этот вопрос на основании собственного опыта – нам посчастливилось неоднократно быть в Париже. Прежде всего – это ощущение необыкновенной наполненности жизнью. Конечно, Париж – очень большой город, но все же и для такого многомиллионного гиганта он имеет необычайно развитую систему центра. Здесь три сгустка общественной жизни, каждый из которых мог бы претендовать на роль общегородского центра. Монмартр – здесь властвует парижская "богема", место, пожалуй, наиболее посещаемое туристами. Узкие улочки Латинского квартала отданы во власть студентов, молодежи – тут напряженный ритм жизни не стихает даже в ночные часы. Наконец, парадный проспект Елисейских полей – главная витрина буржуазного Парижа. И всюду, в каждом из этих удаленных друг от друга эпицентров города кипит своя жизнь, сюда стекаются толпы людей и машин, что производит впечатление тщательно разыгранного спектакля, все участники которого являются одновременно и исполнителями ролей, и зрителями. А ведь есть еще и знаменитые парижские бульвары, и не менее знаменитые набережные Сены, и многое, многое другое.

m-23t.jpgИ конечно, особенно удивляет необычайное разнообразие пространственных форм организации жизни города, несходство соседствующих друг с другом типов городской среды. Узкие и крутые улочки Монмартра, широкие озелененные коридоры бульваров, веселая толчея в "ущельях" Латинского квартала.

Но главное, пожалуй, строгое величие Лувра, зеленый ковер сада Тюильри, неожиданный простор площади Согласия, за которой начинается парадный блеск Елисейских полей, поднимающихся к Триумфальной арке на площади де Голля. И там на горизонте, но на продолжении все той же нескончаемой прямой, встают как мираж призрачные небоскребы площади Обороны. Большая ось – три километра от площади Бастилии до площади де Голля – так называют этот гигантский градостроительный ансамбль – славу и гордость французской столицы.

Не сразу складывалась большая ось Парижа. Отправной точкой для нее стал Лувр – резиденция королей Франции. Начало бурной строительной деятельности по созданию нового центра Парижа было положено еще в середине XVI века, когда на месте построек старого Луврского замка был сооружен первый корпус так называемого Нового Лувра. Два десятилетия спустя был построен новый Тюильрийский дворец к западу от Лувра, с востока к Лувру примыкали затесненные городские кварталы. В последующие годы от Лувра к Тюильри потянулись соединительные корпуса, ясно обозначив тенденцию сращивания двух дворцов в единый гигантский комплекс.

Тем временем к середине XVII века все более ощутимым становится идущее из Италии влияние нового стиля – барокко. Невиданный дотоле размах барочных композиций Рима по-своему преломляется на французской почве, давая начало своеобразному, более строгому стилю, получившему позднее название классицизма. Точно так же, как французские зодчие сумели "переплавить" барокко в классицизм, их российские коллеги столетием позже, отталкиваясь от французского классицизма, придут к самобытному "русскому ампиру". Но и в петербургских ансамблях XVIII века, и в парижских планировках XVII века в равной мере проявляется могучее влияние итальянского барокко, положившего начало целостной градостроительной композиции, основанной на осевой перспективе.

Классическим примером такой композиции стал Версаль – загородная резиденция Людовика XIV, спланированная величайшим мастером садово-паркового искусства Андре Ленотром. m-27t.jpgЛенотр разбил непосредственно перед Версальским дворцом грандиозную по размерам площадь Армии, соединяющую три разбегающихся в разные стороны планировочных луча. Центральный луч – дорога на Париж. Обозначенная тем самым центральная ось ансамбля получила активное развитие на запад, подчинив себе всю планировку Версальского парка.

Непосредственно перед фасадом дворца Ленотр разбил так называемый водный партер с двумя бассейнами, отмечающими ось ансамбля. Отсюда, с дворцовой террасы, открывается вид на лежащие ниже боскеты, прорезанные широким зеленым ковром длиной около 300 метров, который переходит в водную гладь огромного крестообразного канала. Геометрически строгий рисунок планировки построен на сочетании осевых перспектив, ориентированных на главные опорные узлы всей композиции. Версаль, конечно, заслуживает особого разговора как непревзойденный шедевр садово-паркового искусства. Но для нас сейчас важнее всего то, что ведущий его строитель Андре Ленотр сразу же после окончания основных работ в Версале развил кипучую деятельность в Париже, используя – вполне естественно – только что опробованные версальские "заготовки".

Первым делом Ленотр осуществил разбивку Тюильрийского парка, четко фиксируя в его планировке центральную ось на продолжении продольной оси Луврского ансамбля. Затем он продолжает ту же ось широким, обсаженным деревьями проспектом Елисейских полей, который протянулся до заставы Звезды, многолучевая планировка которой также напоминает аналогичное завершение оси Версальского парка.

Сравнительно немного осталось довершить преемникам Ленотра – окончательно построить Лувр, создать площадь Согласия, воздвигнуть Триумфальную арку на площади Звезды (теперь де Голля)... Вот и вся западная, главная половина большой оси Парижа, какой можно увидеть ее сегодня. Восточная половина – улица Риволи от Лувра до площади Бастилии появится позднее, но ее архитектурно-композиционное значение несравнимо меньше, чем у западной, сформированной прежде всего усилиями Ленотра.

Итак, широкие эспланады, уходящие, кажется, в беспредельную даль, прямые как стрела проспекты пролегли в теле города. Большая ось Парижа дает совершенно иную трактовку городского пространства, чем было принято раньше. Улица и площадь перестают быть лишь по необходимости незастроенными участками, как бы прорубленными в плотном теле городской застройки. Они обретают совершенно самостоятельную ценность. Площадь Согласия демонстративно "отказывается" от периметральной застройки – она является площадью "как таковой". Широкий зеленый ковер проспекта Елисейских полей – дорога, обсаженная рядами деревьев, устремляется в беспредельную даль, а фасады стоящих по бокам домов лишь скромно сопутствуют ей.

m-26t.jpgКомпозиция открытых городских пространств, система архитектурно оформленных планировочных узлов и связей – улиц и площадей – становятся определяющим фактором всей планировки города. Определяющим не только удобное функционирование города (вспомним, городское движение еще не набрало достаточную силу), но его обновленное архитектурное лицо.

Начало такой трактовке городского плана положено формированием большой оси Парижа на рубеже XVII и XVIII веков. Четкость геометрического рисунка увязанных в единое целое улиц и площадей на долгие годы (вплоть до нашего века) станет критерием оценки совершенства городского плана и мастерства градостроителя. Многим городам мира, и большим, и совсем малым, предстоит и в XVIII, и в XIX, и даже в XX веке испытать насебе влияние во всех смыслах слова классического парижского образца. Но и сам Париж в этом отношении не сказал еще последнего слова вплоть до второй половины XIX века.

Как раз тогда стал особенно ощутимым контраст между блеском и роскошью площадей, проспектов и дворцов нового центра Парижа и переуплотненностью, антисанитарным состоянием его старых центральных кварталов. Но не только – в город пришли железные дороги, все возрастающее движение буквально задыхалось на извилистых, узких улочках старого Парижа. В таких условиях планировочная реконструкция Парижа стала назревшей проблемой. Разрешить ее взялся полицейский префект Парижа барон Осман вместе с главным архитектором города А. Альфаном и целой группой специалистов-планировщиков.

В общих чертах план Османа сводился к "исправлению" исторически сложившейся планировки Парижа путем пробивки и застройки новых широких (следовательно, пригодных для набирающего силу уличного движения) магистралей, увязанных в одну систему с уже сложившейся столичной осью восток-запад. m-29t.jpgПомимо чисто градостроительных задач, план Османа преследовал особые экономические и даже политические цели. Во-первых, занять на крупномасштабных строительных работах имевшиеся в избытке свободные рабочие руки. Во-вторых, облегчить действия полиции по контролю за центром Парижа на случай массовых народных выступлений; на широких и прямых магистралях непросто воздвигать баррикады, зато куда как сподручнее разгонять демонстрации и наводить "порядок" с помощью конницы и артиллерии. Опыт революционных боев в Париже 1848 года делал подобные соображения отнюдь не второстепенными для начальника парижской полиции.

Как бы то ни было, мероприятия Османа существенно повлияли на планировку Парижа и заметно сказались на его общем архитектурном облике. Без малого два десятилетия потратил Осман на то, чтобы реализовать основные положения своего плана. Улица Риволи была проложена далеко на восток и достигла Сент-Антуанского предместья, тем самым было подчеркнуто значение большой градостроительной оси восток-запад и фактически завершено ее формирование. Перпендикулярно к большой оси был проложен второй диаметр север-юг, который составился из трех отрезков – бульваров Севастопольского, Страсбургского и Сан-Мишель. Образованный двумя диаметрами крест был органически дополнен системой кольцевых магистралей. Сложившееся к концу XVIII века в северной части парижского центра полукольцо обходных магистралей от площади Согласия до площади Бастилии было замкнуто на юге благодаря пробивке нового Сен-Жерменского бульвара. Наконец, по старым городским заставам прошло второе, внешнее кольцо бульваров, связавшее между собой и с центром не только окраинные районы, но и главные парижские вокзалы. Если добавить, что вновь пробитые магистрали были практически заново обстроены многоэтажными домами с характерными парижскими мансардами, то станет ясно, что в результате "хирургического вмешательства" Османа Париж в его центральной части сильно изменился, получил тот облик, который в целом сохраняется и в наше время.

Реконструкция Османа послужила своего рода эталоном для многих европейских городов, особенно крупных.m-28t.jpg Широкие прямые улицы с осевыми перспективами, сходящиеся к площадям, парадно оформляющим главные планировочные узлы города, стали нормой европейского градостроительства. Вот как далеко во времени простирается влияние мятежного духа итальянского барокко (помните, все началось с Доменико Фонтана и порта дель Пополо). Вряд ли даже кому-либо из профессионалов-градостроителей доводится вспомнить об этом, глядя на широкую и прямую как стрела улицу нового города, обстроенную с двух сторон домами.

Османовский образец сохраняет определенное влияние до сих пор. Однако нельзя сбросить со счетов, что со времени градостроительной деятельности Османа прошло уже больше века. При всей крупномасштабности и дальновидности его реконструктивной программы невозможно было в середине XIX века в полном объеме предвидеть, насколько усложнятся градостроительные проблемы к концу XX века, хотя бы в одном только вопросе городского транспорта. Широкие проспекты уже давно работают на пределе своей пропускной способности – они буквально забиты автомобилями. Площади превратились в транспортные развязки, чаще всего весьма неудобные и для движения, и для пешеходов. m-30t.jpgНовое отношение появилось и к старой застройке, к исторически сложившейся планировочной структуре городских центров. Все менее приемлемым кажется "хирургическое вмешательство", по типу Османа – слишком много невосполнимых потерь уже понесли старые центры в нынешнем веке.

Ну а что касается Парижа, то Османова "хирургия" была для него весьма своевременной и, по-видимому, пошла на пользу. Во всяком случае, мало кто вспоминает, какие шрамы оставила она в теле парижского центра. Невозможно представить себе сегодняшний Париж без кольца бульваров или улицы Риволи. Они стали неотъемлемой частью того удивительного и прочного соединения архитектуры с жизнью, которое лучше всего передается коротким присловием: "Париж – всегда Париж".

http://emsu.ru/um/archit/2/7.htm

3 Комментария


Рекомендуемые комментарии

ПАРИЖ: ДО И ПОСЛЕ...

http://www.liveinternet.ru/users/myparis/post153242103/

20090327PHOWWW00141.jpg

 

Набережная Orfèvre (Ювелиров) и мост Сен-Мишель. Расширение Дворца Юстиции потребовало сноса целого ряда старых домов. Среди них - Клиника Сабрa, популярного в Париже зубного врача, вывеска которой видна в центре.

20090327PHOWWW00142.jpg

Улица Суффло в 1877 году и сегодня. Этой перспективы не существовало в начале девятнадцатого века, и улица, названная именем архитектора Пантеона, заканчивалась пустырем на углу улицы Сен-Жак. Направление на мост Сен-Мишель ей придали в начале Второй империи.

 

20090327PHOWWW00143.jpg

 

Начало бульвара Анри-IV. Гениальная идея Османа состояла в прекраной перспективе, которая соединяла колонну Бастилии и купол Пантеона. Ему предстояло преодолеть скептицизм Наполеона III, который придерживался иного мнения.

 

20090327PHOWWW00144.jpg

 

Улица Censier до и после. Первоначально она называлась Улица-Без-Начальника. Квартал Сен-Марсель был дурно пахнущим из-за присутствия здесь кожевенных мануфактур. Именно здесь, в пансионе Воке, Бальзак прятал осужденного Вотрена, и именно здесь отец Горио закончил свои дни.

 

20090327PHOWWW00145.jpg

Стройка на авеню де Опера. Для прямой перспективы на Дворец Гарнье, нужно было выравнивать Мельничий Холм. В этом квартале процветали азартные игры и проституция.

 

20090327PHOWWW00146.jpg

 

Парк де Бют-Шомон. Во время революции, это возвышение Парижа был сплошь уставлено виселицами. Вместо того, чтобы сравнять его, как это он сделал с другими неровностями Парижа, Осман предпочел его использовать для создания места отдыха.

 

20090327PHOWWW00147.jpg

 

Бульвар Араго в 1867 году и сегодня. Несмотря на большие вложения, предпринятые государством, он не скоро стал одним из самых шикарных парижских кварталов. Кстати, именно здесь расположена парижская квартира А. Делона.

 

20090327PHOWWW00148.jpg

 

Церковь Сен-Сюльпис, о которой вы уже читали здесь, - и Рю дю Вье-Коломбье, на которой Дюма поселил одного из своих мушкетеров. Тому, кто угадает, кого же именно и как переводится название этой улицы, поставлю симпу без разговоров!)).

 

20090327PHOWWW00158.jpg

 

Расширение улицы Реомюр. Проходящая параллельно Большим бульварам, она является одной из основных дорог Парижа, между Оперой и Рю дю Тампль. До того, как ширина улиц была увеличена в царствование барона Османа, она была одним из самых мрачных мест столицы, известным как Двор Чудес (слева).

Ссылка на комментарий

Жорж Эжен Осман биография.

 

npid_82463.jpg

более известный как барон Осман

 

Биография

 

Осман родился 27 марта 1809 в Париже, в протестантской семье немецкого происхождения. Учился в коллеже Генриха IV, затем изучал право, параллельно занимаясь музыкой. В 1830 г. получил должность супрефекта Нерака.

В 1853 стал префектом департамента Сена; сохранял этот пост до 1870. По указанию Наполеона III обустроил для прогулок парижан Булонский лес и несколько парков в самом Париже, в частности парки Монсури и Бют-Шомон.

Перестроил ряд населённых кварталов, снеся множество старых (в том числе средневековых) домов и проложив многие, приобретшие позже популярность, бульвары. В общей сложности под руководством Османа было реорганизовано около 60 % недвижимости Парижа.

В 1865 на свои работы Осман получил кредит в 250 млн франков, в 1869 — еще один, на 260 млн франков. При правительстве Эмиля Оливье барон Осман был отстранён от должности.

Осман скончался в Париже 11 января 1891. Похоронен на кладбище Пер-Лашез. Его именем назван один из бульваров в центре Парижа.

Градостроительные работы барона Османа в Париже

 

Наполеон III назначил Жоржа Османа префектом департамента Сена в 1853 г. Получив карт-бланш от монарха, Осман практически перекроил уличную сеть Парижа, разрушив большую часть старого Парижа для создания осей, пронизывающих столицу и открывающих прекрасные виды (перспективы) на многие монументы города. Все градостроительные работы имели под собой социальные и военные причины.

Сайт: Википедия

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...