Поиск
+7 (495) 970-0122

По следам Леонардо да Винчи

 

«Расскажите о себе, мессер», - капризно протянула мона Лиза Герардини. «Откуда вы родом, из Флоренции?»

 

Леонардо всмотрелся в лицо скучающей красавицы, запоминая эту ямочку на нежной шее, и трепетные крылья носа, и нежность виска…Как же она прекрасна, жена этого невзрачного торговца шелком, - подумал художник. И вдруг вспомнил мягкие волосы и мечтательную улыбку совсем другой женщины. Катерины из деревни Анкиано. Матери, которая растила его до пяти лет, пока отец не забрал мальчика из крестьянской хижины в свой добротный каменный дом.

 

 

«Я родился неподалеку, в Винчи», - Леонардо слышал свой голос, который доносился словно издалека. Перед глазами плыли округлые холмы Тосканы, и черепичные крыши, и ржавые листья виноградников. Густо запахло похлебкой из фасоли, и звонкий крик: «Леонардо, карро мио, пора за стол…»

 

В лице моны Лизы вдруг проступили черты его матери и Леонардо схватился за кисть, стараясь запечатлеть мимолетную улыбку, и задумчивость, и мягкость…Он продолжал заговаривать девушку, чтобы та продолжала смотреть на него этим чуть рассеянным взглядом - ухватить, перенести на холст… «Мой отец был нотариус из Винчи, и в его доме я рос до четырнадцати лет - пока не поступил подмастерьем к мессеру Вероккьо. Он научил меня всему, пока не произошел один…хм-хм… случай». Лиза Герардини улыбнулась в предвкушении интересной истории.

 

 

«Мессер Вероккьо работал над картиной «Крещение Христа» и поручил мне, подающему надежды подмастерью, написать ангела. Он был похож на вас, этот ангел - такой же задумчивый, с нежным румянцем и струящимися по спине кудрями. Так я его видел, и так и нарисовал - но мессер Вероккьо расстроился. Он посмотрел на моего ангела, потом на своего и в сердцах, хм-хм…отбросил кисть».

 

Мона Лиза улыбнулась и помещение озарилось светом. Мягкое сияние девушки преломляло пространство, за спиной рисовался невиданный пейзаж. «Останови, Господи, останови это мгновение», - шептал Леонардо, одновременно подмечая, что девушка снова заскучала. «А потом мне дали лиру и послали в Милан». Рот моны Лизы приоткрылся в удивлении.

 

 

Лиру, да. Серебряную лиру в виде головы лошади - Леонардо сам ее создал, а потом по личной просьбе Лоренцо Медичи взял инструмент и отправился в Милан, чтобы примирить герцога с могущественным Лодовико Сфорца. В Милане художник думал прославиться хитрой системой каналов или создать военную машину наподобие пушки, но вечную славу ему принесло совсем другое - фреска в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. «Тайная вечеря», наполненная гармонией и загадками. Леонардо долго подбирал натурщиков для апостолов, бродя по улицам Милана…

 

«Вообразите, мадонна - когда я привел этого человека в собор, намереваясь писать с него Иуду.. У него было очень интересное лицо, порочное и детское одновременно - я вскользь посмотрел на пропойцу, лежащего практически в канаве и понял, что вот он - Иуда, которого я ищу уже несколько лет и даже навлек на себя гнев кардинала за медленную работу. Ну, кардиналу я пригрозил, что если он будет усердствовать в гневе, то напишу Иуду с него. А сам продолжал искать, всматривался в лица прохожих. И наконец нашел - приказал доставить прямо в собор, взял кисть… И что вы думаете он говорит мне, этот несчастный? Что уже позировал мне, три года назад. Для образа Христа!»

 

 

Он посмотрел на Мону Лизу, но вдруг вместо мягкости и нежности ее небесных черт увидел другие… Нервный рот Чечилии Галерани, тонкие губы, которые она покусывала в моменты страсти, как горностай покусывал ее холеные пальцы во время звериной игры. Он так и написал ее - с горностаем в руках и с умным пронзительным взглядом. Леонардо встряхнул головой и отогнал морок. Чечилия, неверно, давно забыла те дни, когда позировала ему для портрета, подобно античной статуе поводя медовыми плечами, и они плавились в солнечных лучах…

 

В Милане ему было хорошо, хоть он и так и остался пришельцем, флорентийцем… У него был даже свой виноградник от щедрот Лодовико Сфорцо. Он ухаживал за виноградной лозой, чертил схемы каналов Навильи, конструировал пушки и придумывал силу, которая поднимет человека над землей. По приказу Сфорца Леонардо открыл в Милане академию художеств и писал для нее трактаты. Но потом началась война - Леонардо покинул Милан и уже нигде не оставался так надолго…

 

В Риме, куда приехал Леонардо, на пике славы был Рафаэль и двум мастерам было тесно в вечном городе. Художник возвратился в родную Флоренцию, но там вступил в творческое противоборство с Микеланджело. Профиль кампаниллы Джотто и очертания тосканских холмов придавали Леонардо сил - а мона Лиза, чей портрет он рисовал уже несколько лет, дарила что-то большее, чем радость творчества. Лиза Гирардини словно согревала пространство внутренним светом, и художник пытался его поймать. Поймать неуловимую улыбку, когда вначале теплели глаза, а потом в воздухе разливалась гармония.

 

А может, эту гармонию давала Флоренция за окном - ее запахи влажной пыли, старых картин и распускающихся ирисов. Гомон торговцев на рынке и огромный собор Мария дель Фьоре, распускающийся над площадью как огромный цветок…

 

«И что же было дальше, мессер?», - мягко спросила мона Лиза, и улыбка скользнула в уголок рта. «Дальше?», - улыбнулся Леонардо. - «Дальше я уеду, мадонна. Во Францию, по приглашению Франциска I, короля. И заберу ваш образ с собой - все равно я нарушил все сроки, и ваш досточтимый супруг не собирается платить за портрет. Но этот ваш внутренний свет и тепло, мадонна - я должен, должен его перенести на холст».

 

 

Так все и было - после смерти своего покровителя, Джулиано Медичи, художник стал придворным живописцем французского короля и поселился в замке Кло-Люсе. Там он был больше инженером чем художником: увлеченно чертил механизмы вертолетов, танков, лодок-катамаранов и разводных мостов. А вечерами, когда воздух звенел тишиной, доставал картину с изображением задумчивой женщины. И что-то проникновенно рассказывал, стараясь не дать ей заскучать. Как развлекал беседами все время, что работал над портретом. Чтобы пространство наполнялось особенным, присущим только Джоконде светом и мягким теплом.

 

В туре «3LD По следам Леонардо да Винчи» можно увидеть следующие работы мастера:

 

  • Флоренция, галерея Уфицци: «Благовещение», «Крещение Христа», «Поклонение волхвов»
  • Милан, церковь Санта Мария делле Грацие: «Тайная вечеря»
  • Милан, Амброзианская пинакотека: «Портрет музыканта» и «Портрет Дамы в профиль».
  • Париж, Лувр: «Мона Лиза», «Мадонна в скалах», «Прекрасная Ферроньера», «Св. Иоанн Креститель»
  • Краков, Национальный музей: «Дама с горностаем»
  • Вена, церковь миноритов: мозаичная копия «Тайной вечери», где можно увидеть первоначальные краски и композицию картины.